Методическая работа

Загрузка ...

   

 Методическая разработка урока "Удивительное электричество" 

Тема урока:

Повторительно-систематизирующий урок-соревнование по теме «Удивительное электричество»

Цель урока:

Обучающая:  в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал, закрепить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач, учить применять знания в новой ситуации; учить грамотно объяснять происходящие физические явления.

Развивающая: развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор. Развить устную речь учащихся.

Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, опытная установка, интерактивная доска.

 

План урока

Организационная часть    3 мин

1-й этап              3 мин            (6 балов)   

2 этап                  5 мин           (10 балов)

3 этап                 10 мин          (15 балов)

«Люди науки»: 3 мин            (5 балов)

4-й этап «Любители кроссвордов»:    3 мин        (5 балов)

Этап 5                5 мин            (15 балов)

Этап 6                10  мин      (1 балл каждому учащемуся за активную работу)

Заключительный этап         3 мин


 

Ход урока

Эпиграф:

Науку все глубже постигнуть стремись.
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси
(персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)

 

Организационная часть   2 мин

Разделение группы на две команды. Ознакомление с ходом урока.

 

 1-й этап              3 мин           (6 балов)   

Команды должны ответить на предложенные им вопросы и, выполнив задания, получить два слова-пароля, которые и станут словами-напутствиями на дальнейший успех. (Ответы сдаются жюри).

Вопросы задания для 1-й команды:

  1. То, что открыл ученый по фамилии Ом (взять 1-ю букву).
  2. Величина, измеряемая на зажимах генератора (взять 1-ю букву)
  3. Единица измерения силы тока (взять 1-ю букву).
  4. Частица, являющаяся носителем заряда в проводнике  (взять последнюю букву).
  5. Устройство, включаемое в электрическую цепь и обладающее сопротивлением (взять 3-ю букву).
  6. Источник электрической энергии преобразующий механическую энергию. (взять 2-ю букву).

ОТВЕТЫ:

  1. Закон.
  2. Напряжение.
  3. Ампер.
  4. Электрон.
  5. Резистор.
  6. Генератор.

СЛОВО-ПАРОЛЬ: «знание».

Вопросы задания для 2-й команды:

  1. Чертеж, на котором изображены способы соединения электрических приборов в цепь (взять 1 букву).
  2. Величина, характеризующая противодействие электрической цепи, прохождению электрического тока (взять 7 букву).
  3. Устройство, преобразующее электрическую энергию в световую. (взять 1 букву).
  4. Прибор для измерения силы тока (взять 1 букву).


ОТВЕТЫ:

  1. Схема.
  2. Сопротивление.
  3. Лампа.
  4. Амперметр.

СЛОВО-ПАРОЛЬ: «сила».

2 этап     5 мин       (10 балов)

Электричество кругом,

Полон им завод и дом,

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме «живут»

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают.

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

 Рассказать как происходит преобразование  энергии в источниках и потребителях электроэнергии.

Указать источники и потребители электроэнергии на экране

Рассказать о преобразовании энергии  

 

3 этап                                        10 мин                        (15 балов)

 

Удивительно оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовется «Электричество»

Сегодня вспомним все о токах –

Заряженных частиц потоках.

И про источники, про схемы,

И нагревания проблемы,

Ученых, чьи умы и руки

Оставили свой след в науке.

 

Вопросы

1. Электрическим током называется упорядоченное движение…… (свободных электронов)

2. Направление тока принято считать от… (плюса к минусу)

3. Единица электрического сопротивления? (1Ом)

4. Единица силы тока? (ампер)

5. Единица напряжения? (Вольт)

6. Единица ЭДС (Вольт)

7. Единица мощности (Ватт)

8. вольтметр включается в цепь… (параллельно)

9. амперметр включается в цепь… (последовательно)

10. Каким электроизмерительным прибором измеряется сила тока? (амперметр)

11. Каким электроизмерительным прибором измеряется напряжение? (вольтметром)

12. Простейшая электрическая цепь включает в себя (источник электроэнергии, линейные провода и потребитель)

13. Если резисторы поочерёдно включены в электрическую цепь, то такое соединение называется (последовательным)

14. Элементы электрической цепи находящиеся под одним и тем же напряжением включены в цепь  (параллельно)

15. Если в электрической цепи резисторы, соединённые параллельно между собой, включены последовательно с другими резисторами, то такое соединение называется  (смешанное)

16. Электрическое сопротивление зависит от рода материала, длины проводника, и … (площади поперечного сечения)

17. Регулируемые резисторы называются (реостатами)

18. Точка на схеме где сходятся несколько проводников называется (узлом)

19. Сколько вольт в 1кВ  (1000)

20. Сколько Ом в 1 МОм  (1000000)

21. Сколько мА в 1А  (1000)

22. Сколько мкА в 1 А (1000000)

23.Кто изобрел радио (Попов)

24. Кто изобрёл лампу накаливания  (Яблочков)

25. Изобретатель телеграфного аппарата  (Шилинг)

26. Изобретатель электрического двигателя (Якоби)

27. В автомобиле от аккумуляторов к лампочкам проведено только по одному проводу. Почему нет второго провода?

ОТВЕТ: Вторым проводом служит корпус автомобиля.

28. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

ОТВЕТ: Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха.

29. 3ачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

ОТВЕТ: При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.

30. Может ли обычная розетка стать источником заболевания? (Да, если она находится у изголовья кровати. Розетки и все электрические приборы создают в квартирах пересекающиеся

электромагнитные поля, которые могут изменять собственное электромагнитное поле человека и вызывать заболевания).

 «Люди науки»:                                              3 мин       (5 балов)

Задание: назвать ученого, фамилия которого состоит из 5 букв:

  1. первая — в названии электрода, присоединенного к положительному полюсу источника тока;
  2. вторая — вторая в названии единицы сопротивления;
  3. третья — третья в названии прибора для измерения силы тока,
  4. четвертая — четвертая в названии единицы силы тока;
  5. пятая — последняя в названии прибора для измерения напряжения.

ОТВЕТЫ:

  1. Анод.
  2. Ом.
  3. Амперметр.
  4. Ампер.
  5. Вольтметр.

СЛОВО-ПАРОЛЬ: Ампер.

  4-й этап «Любители кроссвордов»:    3 мин        (5 балов)

Задание: вручаются листки кроссвордов и тексты к ним. Варианты ответов сдаются жюри.

По горизонтали:

  1. Физическая величина, единица измерения которой названа в честь итальянского ученого Вольта.
  2. Фамилия русского ученого, участвовавшего в первых опытных исследованиях атмосферного электричества в России.

По вертикали:

  1. Вещества, хорошо пропускающие электрический ток.
  2. Фамилия русского ученого, построившего первый электрический двигатель.

ОТВЕТЫ:

  1. Напряжение.
  2. Ломоносов.
  3. Проводники.
  4. Якоби.

Этап 5        5 мин       (15 балов)

Приборы и цепей законы,

Кулоны, Вольты, Ватты, Омы,

Решим, расскажем, соберем,

Мы с пользой время проведем!

  1. Схема последовательного соединения 3 резисторов 
  2. Схема параллельного соединения  3 резисторов
  3. Схема смешанного соединения 3 резисторов
  4. Простейшая электрическая схема
  5. Графическое изображение потребителей электроэнергии
  6. Графическое изображение источников электроэнергии.

Этап 6            10  мин      (1 балл каждому учащемуся за активную работу)

Проявим нынче мы умение,

Законы объясним, явления:

Электризацию, сопротивление

И мощность, как работу за мгновение.

Эксперименты проведем,

И победителя найдем!

1.Включение лампы на 3,5 или 6В в сеть напряжением 220В.

Возьмите лампу мощностью 60Вт, рассчитанную на напряжение 220В, и лампочку от карманного фонарика на 3,5В и силу тока 0,28А. Покажите их ученикам и поставьте перед ними вопрос: что произойдет, если включить в осветительную сеть напряжением 220В? Многие ученики говорят, что лампочка от карманного фонарика немедленно перегорит при включении ее в сеть. После получения ответа соедините лампы последовательно и включите в сеть. Ученики наблюдают, что обе лампы горят нормальным накалом. Этот простой опыт оказывается для учеников неожиданным и производит большое впечатление

В заключение опыта следует произвести расчеты и математически доказать ученикам, что для нормального накала обеих ламп требуется примерно одинаковая сила тока.

2.Включение ламп одинаковой мощности, но разного напряжения в сеть.

Возьмите две лампы одинаковой мощности, но разного напряжения. Одна – на 120В, другая – 220В. Поставьте вопрос: которая из ламп будет гореть ярче при последовательном соединении? Получив разные ответы, замкните цепь и спросите, которая из ламп на 120В.

Выслушав ответы, выполняем теоретические расчеты. Используя законы Ома и формулу для расчета мощности, доказываем, что лампа на 220В обладает почти в три раза большим сопротивлением, чем лампа на 120В при одинаковой мощности. Отсюда на ней будет большее падение напряжения и она будет гореть с большим накалом.

 

Заключительный этап: Подведение итогов

  Эталоны ответов

ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 

Название

Преобразование энергии

4

Двигатель

Электрическую в механическую

5

Лампа накаливания

Электрическую в световую и тепловую

7

Кипятильник 

Электрическую в тепловую

8

Аккумулятор 

Электрическую в химическую

(при зарядке)

   

  

ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

 1.      

Название

Преобразование энергии

1

Батарейка

Химическую в электрическую

2

Ветряная электростанция 

Механическую в электрическую

3

Генератор

Механическую в электрическую

6

Солнечная батарея

Световую в электрическую

8

Аккумулятор 

Химическую в электрическую

 

1. (свободных электронов)

2. (1Ом)

3. (Вольт)

4. (Ватт)

5. (последовательно)

6. (вольтметром)

7. (последовательным)

8. (смешанное)

9. (реостатами)

10. (1000)

11. (1000)

12. (Попов)

13. (Шилинг)

14. ОТВЕТ: Вторым проводом служит корпус автомобиля.

15. ОТВЕТ: При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю. 

1. (плюса к минусу)

2. (ампер)

3. (Вольт)

4. (параллельно)

5. (амперметр)

6. (источник электроэнергии, линейные провода и потребитель)

7. (параллельно)

8. (площади поперечного сечения)

9. (узлом)

10. (1000000)

11. (1000000)

12. (Яблочков)

13. (Якоби)

14. ОТВЕТ: Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха.

15. (Да, если она находится у изголовья кровати. Розетки и все электрические приборы создают в квартирах пересекающиеся

электромагнитные поля, которые могут изменять собственное электромагнитное поле человека и вызывать заболевания).

Итоговая таблица 

№ этапа конкурса

Количество балов

Критерии оценки

Личное первенство

Команда 1

Команда 2

 

 

 

1-й этап

 

 

 

 

 

2-й этап

 

 

 

 

 

3-й этап

Тур 1

 

 

 

 

 

 

Тур 2

 

 

 

 

 

4-й этап

  

 

 

 

 

5-й этап

  

 

 

 

 

6-й этап

  

 

 

 

 

 ИТОГО

 

 

 

 

 

 Оформление урока